Сергей Юрский о стихах, экономистах и о том, что мы должны понять, что все мы смертельно необходимы друг другу.
– Сергей Юрьевич, я слышал, как потрясающе на одном из концертов вы читали стихи Пушкина на французском в переводе Цветаевой. Вы думаете, стихи необходимы сегодня?
– Стихи нужны всегда, точнее, они нужны определенному кругу людей. Попытка сделать их необходимыми всем, обречена на провал. Правда, было время, когда путь к миллионам занимал месяцы. Евтушенко собирал на стадионы десятки тысяч людей. Люди приходили, слушали, а что они выносили с этих концертов, неизвестно.
Сегодня мы живем в общемировом процессе и профессии «поэт» как таковой не существует. Мы – единственная страна, где люди зарабатывают на жизнь писанием стихов. Великий поэт Иосиф Бродский преподает в университете.
– Кстати, по поводу Евтушенко и десятков тысяч на стадионах. Если оттепель родила новых поэтов, бардов, а кого породила перестройка?
– Экономистов.
– И всего-то? Неужели мы настолько насытились духовной пищей, что осталось думать только об экономике?
– Это другой вопрос. В то время был взлет интереса к театру, к искусству вообще. Подобной сегодняшней ситуации не было. Война, лагеря, страх… Все это нанесло свой отпечаток. Людям казалось, что кому-то хуже, чем им. А теперь им кажется, что хуже, чем им, не может быть никому.
– Вам не кажется, что на Западе вы смогли бы сделать больше, чем в Союзе? Если «да», то жалеете ли вы об этом?
– Мой ответ – мой фильм «Чернов».
– Вам не кажется, что наши артисты обделены славой? Согласитесь, у нас есть «звезды», которые на Западе были бы миллионерами?
– Люди, которые хотят стать идолами, к искусству отношения не имеют. Это мир коммерции, но не искусства.
– Сегодня началось повальное увлечение астрологией, хиромантией. Вы верите звездам или разуму?
– Разуму. Звезды тоже включены в разумную гармонию. А там, где разум не может пробить, там есть вера, религия.
– Вы верующий?
– Для газеты я не буду отвечать.
Раньше было модным спрашивать: «Вы партийный?». Теперь спрашивают: «Вы верующий?» И все почему-то стали верующими.
– Сергей Юрьевич, как вам удается сохранять хорошую форму?
– О! Это очень трудно! Артисты, как и все граждане, живут трудно. Самое печальное – мы мало работаем, мы, в основном, тратим силы на поддержание жизни.
– Если бы вам предложили роль Глобы, то что бы вы предсказали нам на будущее?
– Тут не надо быть астрологом. Тут дела печальные. Взаимное недопонимание будет расти. Мы должны дойти до дна, чтобы понять, что с нами происходит.
Я не верю, что есть некое Слово, которое приведет нас от разъединения к всеобщей любви. Но кто произнесет Слово Прощения? Это Слово должно звучать в искусстве, в религии, в быту.
Да, нам нужно дойти до дна. Мы должны понять, что все мы смертельно необходимы друг другу.
Дата интервью: 1990-12-21