Могу и о политике. Но дома, на кухне…

Гармаш Сергей Леонидович

Сергей Гармаш — один из самых востребованных людей в российском кинематографе. Практически в каждом втором фильме режиссеры находят для него хотя бы маленькую, эпизодическую, но роль.

– Вам довольно часто приходилось играть милиционеров  – и в «Ворошиловском стрелке», и в сериале «Каменская». И герои эти в вашем исполнении замечательные, честные и справедливые, что большая редкость в нашем кино. Вы сами-то как к милицейскому труду относитесь?
 
– Вот и я того же мнения: слишком часто в кино милиционеров выставляют практически червями и после этого жалуются на негативное отношение народа к милиции. У меня тоже есть свое отношение к милиции, но считать всех поголовно «мусорами» я бы не хотел. Досадно, что талантливые люди снимают о милиции абсолютную чернуху. Как, например, Алексей Мизгерве, несомненно, хороший режиссер, но снял откровенно мерзкий фильм «Кремень». И масса других примеров, когда режиссеры почему-то показывают милиционеров нелюдями, как будто других тем для фильмов нет.
 
– Есть, например, братва. Очень популярная тема. Вы же, кстати, в «Бригаде» снимались. Как относитесь к романтизации бандитской жизни на экране?
 
– Если рассматривать «Бригаду» как творческий продукт, то он очень качественный. С точки зрения картинности тоже нареканий нет. Работа режиссера и актеров отличная. А если смотреть с точки зрения морали, то этот сериал аморален.
 
– Кого из молодых актеров кино вы могли бы выделить?
 
– Вот если бы вы мне задали этот вопрос часа за два до интервью, я бы подумал и дал полный расклад. Сейчас же придется напрягаться и вспоминать. Ну, начну с актеров театра «Современник», в котором я служу. Это, конечно же, Артур Смольянинов. Очень талантливый парень. Или Антон Шагин, с которым мы играли в «Стилягах». Да много их, и не хочется сейчас обидеть кого-то лишь по той причине, что не могу всех вспомнить.
 
– Кстати, о «Стилягах». Лично я несколько раз подряд перематывал на начало эпизод, где вы поете. И многим песня «Человек и кошка» в вашем исполнении очень нравится. Вы сразу согласились петь?
 
– Я сразу согласился на эту роль, очень захотел ее сыграть. А потом еще узнал, что мне и петь придется. В фильме много ярких актеров, много песен, но не у каждого есть сольный номер. А мне вот предложили. Тогда я обратился к режиссеру Валерию Тодоровскому и спросил, будет ли он меня снимать, если петь у меня не получится. Он ответил, что, конечно, да, но без песни образ будет не совсем полным. И тут большое спасибо Константину Меладзе, который помог мне с песней. Я до этого когда-то, где-то слышал «Человека и кошку» в исполнении группы «Ноль», но мне предстояло сделать это по-своему, и должен отметить – получилось.
 
– Есть еще один эпизод в вашей фильмографии, который лично у меня вызывает неподдельный восторг. Это, конечно же, монолог третьего присяжного из «12» Никиты Михалкова. Скажите, как вам работалось с мэтром и как удалось настолько ярко сыграть эту роль?
 
– Спасибо за лестные слова. Вы, наверно, знаете, что отношение к Никите Сергеевичу в обществе неоднозначное. Но я могу сказать, что на площадке он кто угодно, но не постановщик. Он друг, он помощник, он советчик. Человек, который каждую секунду фильма пропускает через себя. Когда мы готовились снимать этот монолог, Михалков подошел ко мне и сказал: «Сергей, а давай попробуем снять без репетиции. Ты только не теряйся. Там, где, по твоему мнению, надо остановиться – тормози, где надо разогнаться – гони!». После этого он посадил всех актеров в мизансцену и объявил 30 минут тишины. Все это время он ходил рядом со мной, то анекдот расскажет, то, наоборот, какой-то трагический случай. И когда он увидел, что я готов, скомандовал: «Закуривай и садись». Во время монолога я краем глаза видел, что он не сидел за монитором, а тихонечко крался возле камеры и наблюдал за каждым моим жестом, за каждым мимическим движением. И, наверное, в большей степени благодаря ему этот эпизод получился таким, каким он получился.
 
– Как вы относитесь к критике? В свой адрес, в адрес ваших ролей и в адрес тех фильмов, над которыми вы работали? Например, «Обитаемый остров», кажется, критиковали все кому не лень.
 
– Критику приемлю. Но вы же знаете, как у нас любят критиковать. И делают это не всегда профессиональные и, главное, сведущие в этом деле люди. Есть такие театральные критики, которым впору вешать на грудь табличку «Не любите ли вы театр, так, как не люблю его я?», и это огорчает. Безусловно, критиковать нужно, это помогает актеру развиваться, работать над ошибками, но не втаптывать же в грязь.
Что касается «Обитаемого острова», то да, его критикуют, и я считаю, что критикуют заслуженно. Мы провели колоссальную работу с талантливейшими людьми, к коим я причисляю и Федора Бондарчука, и всю его команду. Но мы попали в очень сложный период времени, когда снимать нужно было, а снимать качественно не получалось. Представьте, мы всей съемочной группой мотались по Крыму, чтобы снять натуру, это выматывало и нервировало. И сценарий, я считаю, был очень слабым, произведение великолепное, а сценарий не дотянули.
 
– Помимо работ в кино и в театре, вы довольно часто занимаетесь и дубляжом мультипликационных героев. Это для вас тоже часть актерской профессии?
 
– Работ в дубляже у меня не так уж и много. Я озвучивал персонажей в двух американских мультиках: «Рататуй» и «Монстры против пришельцев». Также принимал участие в озвучке каких-то коротких мультиков в альманахах. Кстати, один из них был поставлен, кажется, по якутской то ли сказке, то ли легенде. Но самый дорогой и любимый мультфильм, в озвучивании которого мне приходилось работать, это, конечно, «Моя любовь» Александра Петрова. И не потому, что он выдвигался на «Оскар», а просто потому, что он честный и очень добрый.
 
– Раз уж мы затронули тему «Оскара». Вы смотрели «Аватар»? (Утвердительно кивает). И как вам?
 
– Нужны ли такие фильмы? Да! Другой вопрос: нужно ли нам снимать подобное кино? Думаю, у нас и без этого найдется что снимать.
 
– «Аватар», на мой взгляд, абсолютно незаслуженно остался без «Оскара». Вы несколько лет назад ездили на церемонию награждения американской киноакадемии с фильмом «12». Как вам кажется, какая из российских картин могла бы в этом году побороться за статуэтку?
 
– Когда мы возили на «Оскар» «12», у фильма было уже признание. Фильм получил в Каннах «Золотого льва». Чего не было у Шахназаровской «Палаты номер шесть», которую хотели выдвинуть на соискание «Оскара». Знаете, не мое это дело решать, кого отправлять на «Оскар», но уж коли вы спросили, наверное, все же фильм «Волчок».
 
– Когда вы рассказываете о своем приходе в актерскую профессию, складывается впечатление, что вам постоянно везло и стать актером было вашей судьбой. Вы вообще фаталист по жизни?
 
– Фаталист ли я? (Задумывается.) Знаете, уповать только лишь на судьбу я бы не стал. И вообще, что считать судьбой? Нашел бриллиант – судьба. Извините, обделался – тоже судьба. Так что нет. Скорее я не фаталист. Зато очень люблю лермонтовского «Фаталиста».
 
– Как вы думаете, актер и политика  — вещи совместимые? Стоит ли заниматься и тем, и другим одновременно?
 
– Однозначно скажу, что несовместимо. И, к сожалению, у нас очень много полуактеров и полуполитиков. Будь моя воля, я бы их всех приковал наручниками к комбайну, и пусть там вкалывают. Годик поработают прикованными, глядишь, и понравится, да так и останутся.
 
– Вы сами с Украины, ваши родители живут в Херсоне. Как вы относитесь к тому, что до недавнего времени происходило во взаимоотношениях между нашими странами? Довольны результатами выборов?
 
– Как говорится, «no comments!». Я, конечно, интересуюсь политикой, могу о ней говорить, но только с друзьями и только на кухне. Считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Я же не лезу чинить самолеты, а если полезу, то такого там «начиню». Жаль, что немногие разделяют со мной эту позицию.
 
 

Дата интервью: 2010-03-19