Популярный писатель рассказывает о своих открытиях в языкознании. О том, почему на Рублевке меньше счастливых людей, чем на Востоке, над чем ему не хочется смеяться и как Ельцин дал ему квартиру он рассказал в интервью.
– Михаил Николаевич, вы хорошо знали тех кто делал передачу «Вокруг смеха». Можно ли прежнее сообщество юмористов назвать тусовкой? Какие отношения были между авторами тогда?
– Если я буду говорить, что в наше время взаимоотношения были лучше, то это будет неправдой. Были и ссоры, были и не-ссоры, кто-то дружил, а кто-то не дружил, кто-то злословил, а кто-то нет, кто-то делал кому-то гадости, а кто-то вообще их не делал. Все было как в обычном человеческом обществе.
Я не хотел бы называть то сообщество тусовкой. Об отношениях с друг другом никогда не говорю, могу лишь сказать об отношениях с некоторыми. Мне очень помогал Арканов. Он дал мне рекомендацию в союз писателей, и никаких взяток я ему не давал, он сделал это от души. Более того, он взял меня на свой концерт в группу знаменитых уже тогда юмористов. Я до сих пор отношусь к нему как к своему творческому отцу в жанре и до сих пор моя благодарность безгранична.
Я писал тексты для Петросяна, он требовал от меня как от автора жесткости. Благодаря ему я прошел чудную школу писать плотно. Лион Измайлов помог мне опубликоваться в первый раз в «Литературной газете». Ефим Смолин обучал меня приемам в написании юмористических текстов, он был у нас удивительным придумщиком по части юмористических приемов. У Горина я учился тому как можно вытащить юмористическую тему. Александр Иванов взял меня на концерт во Владивостоке, где я хорошо заработал. Потом он как верный товарищ пригласил меня на генеральский склад, где ему разрешили купить первый в его жизни фотоаппарат. Мне тогда досталась бейсболка.
Так что видите, я не злопамятный человек. Если кому-то и сделал зло, то сразу забываю.
– А если вам кто-то сделал, как забываете?
– Вообще не обращаю внимания. К сожалению, если человек делает мне плохо, то он делает хуже себе. Так было недавно с несколькими журналистами. Они написали обо мне неправду, а я на них в суд не подал. Этим отомстил им эзотерически, и у них развалилась личная жизнь. Нельзя разрушать чужую личную жизнь не разрушив свою. Они просто не знают этого, потому что малограмотные. Они умеют писать и читать, но совершенно не знают законов жизни.
Жить надо уметь. Это профессия. Многие журналисты сегодня из желтой прессы безграмотные по части умения жить, они не знают что сами разрушают себя. Это им кажется, что у них есть рейтинг и деньги. Первые деньги им дают «бесы», а потом начинается разрушение психики и здоровья, и никогда человек из этой нечисти не выберется.
Окуджава как-то сказал мне: «Зачем вы пишите эту эстрадную дрянь? У вас же есть хорошие литературные рассказы. Вы еще долго не выберетесь из этого, даже если захотите». «Я хочу, чтобы мне за эстраду платили такие деньги, чтобы на них я мог писать для души», – сказал я в ответ. «Так не бывает, – усмехнулся он. – Коготок увяз – всей птичке пропасть». Его слова я помнил всегда. Хорошо что он мне сказал это. Они для меня были как некий камертон. Где-то с пятидесяти лет я стал выкарабкываться, начал писать очерки, рассказы. Это доступно другой части зрителей, тем, кто не смотрит телевизор, а читают. Они знают что у меня есть книги и покупают их. Книг настолько много, что издательства предлагают мне хорошие гонорары. Хорошо, что у нас так много читающих людей!
– Вы сказали «жить – это профессия». Где же ей учиться?
– Для этого надо понять одно: для того, чтобы жить и быть счастливым не надо жить идеалами мира потребления. Потреблять надо ровно столько сколько нужно. Нужно понять какая это мера для того чтобы быть творцом, Бог ведь нас создал творцами, а не рабами.
Мир потребления – это сатанинское порабощения человеческого мышления. Сначала человек думает: «Вот купил жене сережки. Какое это счастье!». Ни хрена! Ты еще захочешь их купить, и так всю жизнь и будешь покупать сережки, ожерелья, спонсировать конкурсы красавиц и постоянно думать о том кого бы еще трахнуть вечером! А чем больше семени мужчина извергает, тем раньше он стареет. Вот вам еще одна мудрость, которую не знают в мире потребления. Получается, что мужики умирают раньше женщин потому что живя в мире потребления пытаются удовлетворить себя, приближая себя к могиле.
– Так что, монахом что ли быть?
– Все должно быть в меру. Почему у китайцев на пять тысяч лет государство не развалилось? Потому что у них конфуцианство. Почему разрушилось такое количество богатейших стран? Почему Венеция рухнула? Потому что они изобрели биржу. Почему шумеров не осталось? Да потому что они хотели завоевать весь мир.
– Ваши размышления основаны на чем?
– Это не мои размышления. Многие знают правду. Сегодня мы живем в мире кривды, потому что миром руководят идеалы торгашей.
– Разве духовность не есть тоже потребление?
– Я говорю о физическом потреблении. Духовность не может быть потреблением, она есть отдача. У человека высшая радость – отдавать. Когда в детстве я перевел через дорогу старушку, то до сих пор помню свою радость по этому поводу. А когда я купил одиннадцатую в своей жизни машину, то радовался полтора часа. И забыл. Машина это средство передвижения, а помощь старушке – это радость.
Я излишне придираюсь к богатым людям, сегодня появились среди них те, кто занимаются благотворительностью. Они чувствуют что у них улучшается настроение, когда они помогают кому-то. Духовный мир этим и отличается – в нем легче быть счастливым, чем в мире потребления.
– Вы думаете, что дать нуждающимся 20 тысяч долларов – это и есть духовность для богатого?
– Я сказал не о тех, кто дает деньги. Хотя если они дают деньги, это тоже хорошо. Этим тоже приобщаются к духовному. Отдал богатый человек деньги и у него на секунду прояснилось в голове, потом он захочет не просто давать, а посмотреть что же сделано на его деньги. Когда он увидит что часть его денег украдена, тогда он сам захочет купить пододеяльники для детского дома или инвалидные коляски. Вот тогда он почувствует радость от соучастия в людской жизни. Тем кто финансирует конкурсы красавиц и думает постоянно о том какую красавицу за это поиметь, такой радости не испытать. Они все время в суете, их мысли зашорены, у них и мозг-то запрограммирован предстательной железой. Мозг – орган программируемый, он программируется или сердцем или половыми органами. Фрейд считал, что половыми органами, но он глубоко ошибался, потому что судил по себе. Он жил в западном мире потребления и не мог разобраться с бабами, был полуимпотентом, страдал запорами и отсюда сделала правильный вывод в своей рабской философии: запорами страдают жадные люди, они не могут расстаться с деньгами и говном, что в принципе имеет одну и ту же суть.
Я хочу, чтобы больше людей жило так как живу я. Если я живу радостно, значит, живу правильно. Творец создавал нас не мучиться и быть рабами, а радоваться жизни. Конечно, бывают и огорчения, но любая проблема становится началом к успеху, если ты конечно, правильно к ней относишься.
– Ну хорошо, Фрейд ошибался. Как же тогда Шиллер, говоривший: «Любовь и голод правят миром»?
– Мне очень нравится это выражение. Любовь не есть половые органы, которые в сегодняшнем западном мире стали органами потребления, а не органами для продолжения жизни. Половые органы – это не органы удовольствия. «Уд» в древнем русском языке означало член, отсюда значение слова «удовольствие» – «по воле члена».
– Вы стали заниматься изысканиями корнями слов в русском языке. Для чего?
– Для правды. Эти слова родились на природе, остальные языки отпочковались от праязыка, а мы остались хранителями его.
– Вы с филологам советовались?
– Они не нужны мне. Они читают одни книжки и делают выводы из них в своих научных трудах. Есть народное выражение: «ученый – в говне моченый». Что касается филологов, то 70 процентов, по-моему, из них подпадают под него.
Вы поезжайте на раскопки, посмотрите надписи на камнях и узнаете, что первые буквы появились на Руси за много тысяч лет до христианства. Как мог это сделать народ, про который считается, вот дескать, пришел Рюрик и сделал этих людей народом. А то что до Рюрика существовал свод законов, который Даль собрал в своих книгах. Вы на задумывались: как могли появиться наши пословицы? Самое большое количество пословиц в мире в русском языке.
– Неужели пословицы были до Рюрика?
– Конечно. А когда вы думали их сочинили? При Петре, когда он нас под Голландию положил?
Вам, журналистам, чем думать о звездах, лучше бы приобщать людей к правде. Я считаю так: на десять статей о том кто на ком женат в шоу-бизнесе, должна быть одна хорошая, светлая. С бесами тоже надо дружить, они сами в ужасе, потому что люди натворили больше, чем им хотелось бы. Сегодня бесы испугались, что с ними могут расправиться как с ангелами, а если не будет ангелов, то сами сгинут. Мне кажется от ужаса, что бесы взяли на себя функции ангелов, чтобы выжить.
– А может это просто возраст – искать корни слов и основы языка?
– Возраст не у меня, а у вас. Люди, которые не знают своих корней стареют. Те кого не тянет знать свои корни быстро старятся и заменяют их миром потребления. Пословица говорит: «Кто старое помянет – тому глаз вон. А кто старое забудет – тому оба глаза вон».
– Думаю, мало кто знает окончание этой пословицы.
– Она есть у Даля, но вы не слышали еще столько наших пословиц! Например, «голод – не тетка, а мать родная». Или вот была и такая пословица: « Если тебя ударили по левой щеке, то подставь правую, но ударить не дай». Это пословица еще дохристианского времени.
Дело в том, что Нестор был гениальным человеком, когда он писал летопись по заказу Рюриковичей, то сделал специально кое-какие логические ошибки, чтобы когда пришло время умные люди докопались до правды. Тоже самое случилось и с теми, кто писал легенды Ветхого завета. Там есть такие ошибки, разбирая которые приходишь к летописям других стран – индийским, китайским. Тогда история предстает в другом виде, в подробности вдаваться не буду, но начинаешь понимать, что с некоторых пор мир попал под власть торгашей. Торгаши пиарили самих себя.
Вы спрашиваете: для чего надо знать свои корни? Да потому что если ты понимаешь природоведческую суть, что человек суть природы – а часть не может победить целое – то ты имеешь возможность быть счастливым. Если ты живешь идеалами Рублевского шоссе, то ты никогда не сможешь жить радостно. Только обратившись к истории, поняв как сбилась программа человечества, которое стало жить идеалами торгашей, понимаешь что наша суть – в пословицах нашего языка.
По-русски спина – это на чем спать надо: спи на. То есть тот кто спит на спине – здоровый человек. Обожравшийся просто не сможет спать на спине, задохнется. По-английски хребетет – спайн. Но это ничего не значит, это слово-информация. Они даже не знают откуда у них появилось слово Раша. Ра – сияние солнечного света, Рассея – сияние Ра. Сияние по-английски шайн. Вот и получается Ра-шайн – Раша.
Когда я стал углубленно заниматься этими исследованиями, то увидел корни многих слов. Слово «богатство» от слова «бог» и к деньгам никакого отношения не имеет. «Золото» – от слово «зло». «Сокровище» – от «кровь», «кровище», и значит что если у кого будет сокровище, тот прольется кровище.
– Интересная у вас теория получается!
– В русском языке слова как мантры. Икс хромосомы обозначается как две буквы Х, а игрек хромосомы буквой У, это мужик тянется фаллосом к женщине. Значок сверху буквы Й – энергетический взрыв, рождение новой жизни. Поэтому у нас и пишут слово из трех букв на заборах. К члену никакого отношения это не имеет. Это мантра, это желание новой жизни. Оно в наших хромосомах генетически. Слово «член» на заборах не пишут.
У меня много таких открытий. И квантовые физики подтвердили, что это правда – что вибрации совпадают. Также сегодня открыта суть мата, чуть первослов мира. Получается, что программа человечества напрочь сбита торгашами.
– Кому же они заплатили за этот сбой?
– Они заказывали первые летописи, поэтому вся история написана в перевранном виде. Все кровопийца, всё хулиганье обозначены как герои…
– Может и святые тоже?
– Вот тут вы попали. Часто и святые становились святыми за деньги. Святыми по-настоящему становятся на небесах, а те, кого объявляют святыми на земле, к сожалению, не святые, они пропиаренные торговцами от церкви за мзду.
– Вы вообще человек верующий?
– Верующий. Поэтому так и говорю. У нас ведь большинство не верующие, а религиозные. Религия – это желание соблюдать традиции, чтобы твои проценты в банке выросли, и чтобы тебе зарплату повысили. Верующий никогда не пожелает другому того, что не пожелает себе. Относись к людям так как ты хочешь чтобы относились к тебе. Вот этот путь соблюдает настоящий верующий человек.
– А как же тогда покаяние?
– Это слово имеет корень. «Ка» – это «душа» в старом русском языке, отсюда капище. А «пока» – «иди по душе». Когда русские люди, прощаясь целуются они говорят «Пока». Это от желания произнести мантру. Мантра – не наше слово, но я его использую потому что пока не могу найти подходящего в русском языке, но оно наверняка, есть.
Так вот, «покаяние» – «ты по душе перецени». Оно не имеет значения «покаяться». Как, скажем, у бывших коммунистов, разорвавших партбилеты, чтобы прислониться к казне нового мировоззрения.. Это шоу-бизнес, а не покаяние. Покаяние – это когда ты себе признался, что был не прав…
Вот мы с моим театром недавно провалились с концертами на Украине. Я уже неделю думаю как исправить ошибки.
– Как провалились?
– Нехорошо прошли концерты.
– Сборов не было?
– Причем тут сборы? Я не торгаш, мне по фигу сборы. Мы радость людям не доставили. Вот видите, мы с вами говорим на разных языках – сборы, в одном доме с Ельциным,… мне совершенно не интересно разговаривать об этом.
Как-то одна женщина, живущая на Рублевке сказала мне: «Счастье – это когда тебе завидуют, а насрать не могут». Она, бедная просыпается утром, а ей никто не завидует и не собирается насрать, она уже от этого в плохом настроении.
Почему сейчас пацаны гробы себе заказывают эксклюзивные? Чтобы им даже в гробу завидовали. Им туда еще бы телефон с подзарядкой положить…
– И Интернет не забыть провести, и веб-камеру…
– И еще чтобы их там переворачивали, чтобы пролежней не было.
Вот то, что мы с вами наговорили, я уже могу на сцене говорить, и будет смех. Вот так и складываются программы.
– Как часто вы художественно домысливаете забавные ситуации, замеченные в жизни?
– Почти все время, очень часто. Вот и сейчас на ваших глазах родилась темка для нашего крутяка, тез кто из грязи – в князи: я сказал про гробы, и мы с вами повернули так, что получился маленький эпизод. Из этого можно даже маленький рассказ сделать, но мне не интересно. Мне интересно обозначить тему и пойти дальше. Очень часто по обозначенным мною темам рождаются целые миниатюры у профессионально работающих на сцене. Они не могут вытащить тему, но умеют ее дожать.
– В новостях мелькнуло сообщение, что на Урале возбудили уголовное дело против журналистов, опубликовавших анекдоты про Путина и «Единую Россию». Как по-ващему, это начало?
– Это же не Путин. Это делают мелкие чиновники, которые выслуживаются перед ним. Это чиновничье крошево меня не интересует, они вне моей поляны. Чиновники – это те люди, которые не стали творцами.
– Но вы же с ними в одном доме живете.
– Живу. И что? Если в вашем доме будет жить чеченский боевик, то вы сможете его выселить? Что из того я живу вместе с их детьми? И живу хорошо. И очень благодарен Ельцину, что он дал мне эту квартиру.
– Правда ли то, что написал в своей книге Коржаков о вашей квартире? По его словам, вы кругами ходили вокруг него…
– Я не ходил кругами. В бане, где были Ельцин, Коржаков и я, сказал что у меня плохая квартира, кругом алкоголики, жуткий шум и это мне не дает возможности нормально работать. Ельцин сказал Коржакову: «Оформляйте». Вот так было действительно.
– А в одном доме с Путиным согласились бы жить?
– Если квартира хорошая, мне все равно с кем жить. Я вообще к Путину отношусь не так плохо, как должен относиться сатирик. В России созданы все условия для созревания правды, но только все почему-то заморочены политикой и не могут понять что это суета для мозга. Я не верю ни в какого дядю, который придет к власти и сделает мне хорошую зарплату.
– Вас не смущает истерия вокруг пропрезидентского движения ?
– Да оно пропадет также как и возникло. Все это времянка, эфемерно, как бабочки. Все это от недостатка образования.
Видите ли, среди молодежи появилось много людей, которые любят родину. Многие из них любят ее причинно, и это я приветствую. Когда причины нет, то возникает беспричинная любовь, она ведет к шовинизму. На своих вечерах я стал читать стихи Евтушенко, и этим многих приобщаю к причинной любви к родине. Я не стесняюсь своей любви к ней., но различаю любовь к родине и любовь к государству. Беспричинная любовь к родине есть любовь к государству.
– Сегодня вы, наверное, обошли всех юмористов в вполне заслуженной иронии над нашей страной, про Америку и говорить нечего – вы ее почти всю обсмеяли. Скажите, в каком месте на земле вам было не смешно?
– Мне было очень хорошо у старообрядцев на Алтае. Я считаю, что они самые нравственные люди на земле. У меня есть ощущение, что никоновская реформа была специально проведена до Петра, чтобы какие-то люди ушли в природу и в ней сохранили истинное отношение к миру.
У старообрядцев главная в доме женщина, а не мужчина. У них удивительное отношение к теще и свекрови. Они даже сказали мне, что в своих выступлениях я никогда не ругал тещу, и за это они меня уважают. Но я не ругал не потому что придерживаюсь старообрядческих принципов, а потому что считал, что ругать тещу – пошлость. Кроме того, у меня хорошая теща, и почему я должен над ней шутить? Именно старообрядцы допустили меня если не в святая святых, то поделились со мной своими наблюдениями жизни.
В первый раз я попал к ним в 1978 году, когда работал в журнале «Юность». На притоке Амура Амгуне охотник-старообрядец рассказывал мне о русском языке и русских пословицах. Тогда я написал об этом очерк, но его не стали печатать, сказали, что они – антисоветчики, даже главный редактор Андрей Дементьев не смог пробить публикацию.
Я совсем уже забыл про это, как вдруг в 2000 году вспомнил все чему учил меня тот старообрядец. Он как бы чип в меня вставил. И тогда я стал слышать наш язык, и понял, что наши ученые-лингвисты лежат под западными учеными, и совершенно не понимают сути нашего языка. Еще при Екатерине Второй нашей словесностью начали руководить немцы, потом – советская власть, КГБ. До этого Рюриковичи хотели раскрутить норманнскую теорию, а не славянскую. Сами же норманны были отделившимся от славян племенем, ставшее сильным и воинствующим. Их можно для простоты сравнить с балашинскими и солнцевскими пацанами. Они стали заниматься рэкетом по всему миру, аж до Сицилии дошли. Правда, приходя в разные страны они принимали культуру этих стран, например, той же Италии.
Кстати, когда верующие севера – це вера – столкнулись с южными торговцами, то они поняли что программа собьется и однажды славянские народы объединились, и была первая священная война против Рима. Они напрочь разгромили его. Мы все знаем что Рим перестал существовать, но не все знают почему. Вернее, некоторые знают, но не заостряют внимания. Его разгромили вандалы, а вандалы – это объединение славянских племен всего материка.
Римляне жили в мире потребления, в мире жира, кто жирнее тот и главнее. Жиром тогда называли золото, богатство более позднее слово. Скифы называли жиром все лишнее, и золото в том числе.
Римляне сбили нравственность человечества окончательно. Это самое поганое государство в истории человечества. Они и юридические науки придумали ради торгашей, чтобы с их помощью поработить народ. У них вместо театров были амфитеатры, где гладиаторы убивали друг друга.
– Как же тогда Овидий и Вергилий?
– Это все перепевы Греции, в Риме почти ничего из задушевного своего не было. Они все перевели с греческого с некоторыми изысками римского торгашества. Они даже богов греческих переименовали, позднее сплагиатили митроизм у иранцев.
– Может вам покажется странным мой вопрос, но – кем вы себя считаете: юмористом или сатририком?
– Ваш вопрос не странный, разумный. Потому что на него нет ответа.
– Даже у вас?
– Вообще-то, я больше юморист, чем сатирик. Если моя сатира без юмора, то она – злокачественная. Если говорить все то что я говорю и без шуток, если люди не смеются, то это очень зло прозвучало. Нельзя же сказать впрямую «Наше правительство – пидарасы», это не сатира.
– В одном из интервью вы упомянули доктрину Даллеса. Сейчас утверждают, что ее не было, дескать, это фальшивка. Но если это так, то почему все, что сказано в ней, сбылось?
– Американцы все правильно рассчитали, кроме одного, что в России может начаться оживление, которое им будет не под силу укротить. Они не рассчитали, что разрушив СССР навлекут гнев всего мира на себя. Когда я был в Мексике мне говорили: «Какая у вас удивительная страна! У нас работают ваши ученые и педагоги». Они работают и в Бразилии, и в Таиланде, и в Перу. Американцы не учили, что разрушив Советский союз люди будут еще больше любить Россию. Разрушив СССР они разрушили отношение к себе. Я предсказывал это. США все время пытаются вычислить успех, а настоящий успех может дать только интуиция, а не «арифмометр», даже если он последнего поколения.
– Значит, хоть в чем-то торгаши просчитались?
– Просчитались. Но прежде всего они просчитываются в том, что у них несчастная жизнь. Вы когда-нибудь видели счастливого торгаша?… А я видел счастливых старообрядцев.
На Востоке я видел счастливых людей больше, чем у нас на Рублевке, где все заточены и заморочены только на том как бы только пропиариться. А тот кто живет на природе, тот радуется жизни.
Вот я иду по пляжу в Риге – сосны шумят. А я слышу о чем они шумят. Я смотрю на восход и мне радостно, хорошо. Торгаш спонсирующий конкурс «Мисс нога» или «Мисс грудь» не может радоваться распускающемуся цветку. Вы спросите у какого-нибудь финансиста: видел ли он когда-нибудь как распускается цветок? Вы просто не представляете, какое это красивое явление – медленно распускающийся по утрам цветок!
– А он скажет: «Ну и что?»
– А я ему отвечу: «Поэтому ты и не радуешься жизни. Поэтому ты и только и думаешь как бы где-нибудь что-то еще сдыбзить и все это время в зашоре и запоре. Так кто лучше живет: я или он? Я. Потому что давно хочу то, что могу.
Дата интервью: 2007-12-12