Один из основателей квартета "И" признался, что актерская профессия нравилась ему еще в школьные годы.О том, почему квартет "И" носит такое необычное название, как его дед кормил маршала Жукова, и что фильм "День выборов" одобрило первое лица страны, он рассказал в интервью.
– В свое время меня очень поразил фильм «День выборов». Во-первых, своим очень точным, злободневным юмором. Во-вторых, тем, что фильм показали по одному из центральных каналов. Мне почему-то кажется, что если б этот фильм вышел сейчас, то в телевизор он бы уже не попал. А вы как считаете?
– Да нет, ну что вы?! Конечно, показали бы. Если уж брать во внимание, какие сейчас фильмы выходят…
– Но ведь это сатира политическая, а у нас не принято шутить на эту тему.
– Знаете, что первое лицо одобрило этот фильм еще до того, как он вышел.
– А «оно» что? Смотрело?
– Ну, я не знаю, как это было на самом деле, но какие-то слухи доходили… Вы же понимаете, что в этом фильме мы сыграли на руку «партии и правительству».
– Как раз тогда отменили прямые выборы губернаторов…
– Вот именно, а тут как раз наш фильм, где речь идет о выборах губернаторов. Нас даже спрашивали: «Ребята, у вас что, политический заказ что ли?» Мы отвечали, что просто так совпало. Мне кажется, не важно, губернаторы там или депутаты, это же сатира в целом на выборы в нашей стране. Мы же все-таки считаем себя демократическим обществом, и уж если такие комедии отменять, тогда давайте Гоголя запретим или Щедрина… Что есть в обществе, то и есть, и мы не можем этого не замечать. Если мы будем показывать какие-то другие выборы, то это будет не правда, поэтому очень правильно, что не стали ставить препон для выхода фильма. А сейчас мы работаем над сценарием «День выборов – 2» и летом должны приступить к съемкам.
– Замечательно. Просто мне показалось, что в последнее время повествование ваших пьес и киносценариев переместилось исключительно в личное пространство, и это говорит только о том, что авторы включили самоцензуру и понимают, что сейчас не время для политических высказываний.
– Нет, дело не в этом. Мы просто все стали сорокалетними и личные переживания и перемены стали для нас интереснее. Мы же не обращаемся к чужим сценариям. Все пьесы и киносценарии пишут Леша Барац, Сергей Петрейков и Слава Хаит. Поэтому мы всегда говорим о том, что знаем лучше всего, то есть о себе.
– Но, тем не менее, острых шуточек тоже достаточно. Например, в одном из спектаклей Александр Демидов пишет письмо жителям России с такими словами: «Здесь никогда не будет хорошо, здесь просто не предполагалось… Во всех других странах либо холодно и хорошо, ну или тепло и плохо. И только Россия единственная страна, где холодно и плохо одновременно». На фоне подъема ура-патриотизма вас не ругают за такие высказывания?
– А кто нас может ругать?! Только дураки могут обижаться. А этот монолог в стиле Жванецкого – острый, открытый, печальный и радостный одновременно. Слава богу, голова еще на плечах есть, заигрывать с политиками не хочется, опошлять спектакль тоже не хочется, если хочется ругнуться и без этого никуда, то почему бы и нет. Странно говорить «мля» вместо сами знаете чего. Ханжам на наших спектаклях не место. У нас случай смешной был в Екатеринбурге. Играем спектакль «О чем говорят мужчины». Прошло где-то пять минут, и Саша Демидов говорит фразу: «Это не кризис, это «пи…ц» какой-то. И тут встает женщина в первом ряду и демонстративно уходит, выкрикивая: «Лучше «Уральских пельменей» никого нет!» А я ей в ответ: «Извините за слово «кризис». Мы потом во время спектакля тему «уральских пельменей» несколько раз обыгрывали. Зал, конечно, «лежал».
– Значит, вы позволяете себе импровизировать во время спектакля. А соавтором сценария выступаете?
– Когда мы репетируем или играем, то естественно лично от меня добавляются какие-то фразы. Но основной груз, конечно, несут ребята. Леша, Слава и Сергей каждый день приходят в театр и пишут сценарии. А я не очень усидчивый, не могу писать. Как-то так мы друг с другом и сосуществуем. У нас в «Квартете» коммунистическая система. Поэтому если я где-то на съемках заработал, то потом приношу и со всеми делюсь. И ребята также делают – все в общий котел.
– То есть конфликта «бабок» у вас нет? Теперь понятно, почему вы столько лет вместе.
– Прежде всего, потому, что интересы «Квартета» у каждого из нас в приоритете. Почему я не соглашаюсь на антрепризу?! Просто понимаю, что подведу своих ребят. Не могу же я им сказать: «У меня там, на стороне, халтурка, я вам тут изменю слегка» Нет, такое невозможно. «Квартет» – основное, а все на стороне – съемки в сериалах, в рекламе – планируется так, чтобы не сказалось на работе нашего театра. Даже операцию на мениск в этом году я спланировал так, чтобы успеть восстановиться к театральному сезону. 1 сентября дети пошли в школу, а я поехал в больницу и лег под нож. А куда деваться? Не хочется никого подводить!
– В фильмах «День выборов» и «День радио» вы предстали в амплуа пьющего, вернее «завязавшего» с алкоголем техника-звуковика. Этот образ мешал вам в профессии и в жизни?
– Мне кажется Леше Барацу, который исполнил роль пиарщика нетрадиционной ориентации, это мешало больше.
– О да, его розовенькая футболочка надолго врезалась в память…
– До сих пор в аэропорту обязательно кто-нибудь подойдет и спросит: «А Камиль пьет? А Леша «голубой»? «Нет, конечно» – отвечаем мы. Ну, хорошо, если людям от этого легче становится. Мне кажется, напротив, вся эта тема с алкоголизмом только в плюс мне, это же позитивно, когда чувак пьет, значит свой в доску. Правда, помню, был случай – пришла на спектакль «День радио» татарская семья. А роль у меня такая, что весь спектакль я выпиваю, в смысле как бы выпиваю, а на самом деле воду пью. И вот после спектакля они приходят за кулисы. Ну, думаю, сейчас дифирамбы будут петь! А они так осуждающе на меня смотрят и говорят: «Как вам не стыдно? Вы же позорите нашу нацию!» Тут меня понесло. Прочел им лекцию о пользе обличительной сатиры и об условности театрального искусства. А для пущей убедительности дыхнул на них, дескать, видите, я абсолютно трезвый. Так миром и разошлись.
– Как создавался театр «Квартет И»? Почему вас потянуло друг к другу?
– Мы встретились на эстрадном факультете ГИТИСА и как-то сразу сошлись: у нас были схожие взгляды на творчество и жизнь. Назвали театр «Квартет И», давая понять этим многоточиям, что открыты к творческим контактам и к нам может присоединиться любой артист, разделяющий наши убеждения. Хоть мы и называемся квартет, на самом деле нас пятеро: Ростислав Хаит, Леонид Барац, Александр Демидов, режиссер и сценарист Сергей Петрейков и я. Свой первый спектакль мы запустили в Москве осенью 1993 года, нам было немногим за 20, у нас не было денег, спонсоров, опыта работы в театрах. Мы, конечно, в то время были совсем юнцами, но зато с безумным энтузиазмом.
– Однажды вы вскользь упомянули, что ваш дедушка во время войны был поваром и готовил для маршала Жукова. Расскажите об этом подробнее.
– Да, это мой дедушка с маминой стороны. Он всю войну был поваром у Георгия Жукова. А после Победы еще долго вместе с командным составом колесил по Европе и СССР. Так что дед вернулся домой только в 1946-ом. За время службы у деда появилось приличное количество седых волос, потому что он был не просто поваром, а старшим поваром, и на нем была ответственность за то, чтобы не дай бог маршалу в еду никто ничего не подсыпал: время-то было непростое. Так что он стоял над всеми этими кастрюльками и бдел.
– А у вас у самого есть какое-то любимое блюдо?
– Эх, что-то давно мама не пекла өчпочмак – это такие татарские пирожки с мясом и картошкой! Она вообще замечательно печет пироги с вишней, с капустой, с яблоками и с курагой. Каждый свой приезд в Москву она привозит два больших пирога и токмач, то есть лапшу. Причем лапшу нарезанную вручную. Однажды зашел в Москве в магазин татарской кулинарии, а там – какой только лапши нет! Взял на пробу, но мамина все равно лучше. У меня всегда стоит про запас пара банок c ее фирменной лапшой. Мама у меня молодец – сохранила бодрость духа, очень энергичная и веселая. Она до сих пор читает наизусть стихи, поет песни, разыгрывает скетчи.
– Видимо, талант к лицедейству у вас от мамы?
– Мне кажется, да. Человеческая и актерская легкость у меня от мамы. Папа более спокойный, уравновешенный. А мама все время сыпала какими-то пословицами и поговорками, стихами и притчами. И все это, видимо, как-то проросло во мне. Я уже в школе среди своих друзей стал показывать пародии, обезьянничал и всех радовал. Говорил голосом Георгия Миляра, который играл в советских сказках Бабу-Ягу. Пародировал Эраста Гарина, игравшего короля в «Золушке». Участвовал во всякого рода школьных театральных постановках. А потом решил все-таки прислушаться к родителям, которые хотели, чтобы я получил хорошую серьезную профессию, и поступил в энергетический техникум.
– То есть вам пришлось себя ломать?
– Ломать? Нет, пожалуй. Точнее к 8 классу я понял, что надо что-то менять –дальше будет то же самое. У меня не было проблем с учебой, я был хорошистом, но сидеть за школьной партой еще два года больше не мог. И решил убить сразу двух зайцев – получить техническое и среднее образование. Пошел туда, куда глаза глядят. Был вариант, конечно в нефтяной техникум поступить, может было бы и неплохо, особенно по сегодняшним временам.
– Это по всем временам было не плохо и еще будет. Ну, тогда бы вы вряд ли стали артистом.
– Ну, да, нефть затянула бы… Но это при хорошем раскладе. Не все же, кто заканчивает нефтяные техникумы и вузы, становятся богатыми и успешными…
– Как глава Газпрома Алексей Миллер…
– Можно было бы тогда про меня сказать: от Миляра до Миллера…
– Блестящий был бы заголовок.
– Я вообще мастер заголовков. Стал бы журналистом, тоже без куска хлеба не остался.
Дата интервью: 2014-10-26