В кино должна быть надежда

Доринг Марион

Проблемы российского и европейского кино по признанию директора  Европейской киноакадемии очень похожи. В интервью она также рассказала о влиянии политики на решения киноакадемии, почему американские фильмы популярнее, чем европейские, и своем отношении к «пиратству». 

– Госпожа  Доринг,  насколько верно, что Европейская киноакадемия  создана в противовес американскому «Оскару»?

– И да, и нет. Когда она создавалась, европейские фильмы практически исчезли из кинотеатров. Зрители все больше стали смотреть американские фильмы, и создатели фильмов хотели, чтобы они снова интересовались европейскими фильмами. Наша киноакадемия была создана как альтернатива американскому кино, но не в смысле соперничества. Мы не хотим соперничества с «Оскаром», потому что у нас  разные организации и цели. «Оскар» – это совершенно другая Вселенная.  Также надо учитывать, что в Америке только один язык, а в Европе больше сорока. Конечно, несравнимы и бюджеты – у американцев тратится больше денег и на создание фильмов, и на промоушен.

– Но соревнование все равно, наверное, существует?

– Европейская киноакадемия отличается от «Оскара», и, мне кажется, все равно  не стоит говорить о соревновании. Не только потому, что, как я уже сказала, у нас разные бюджеты, но и о влиянии на мировой рынок кинематографа. Американские актеры известны во всем мире. Если говорить о Европе, то в ней кино достаточно фрагментированное, и больше рассчитано на небольшую аудиторию, а  европейские актеры могут быть звездами только в своей стране, но не во всем мире, как американские. Например, сколько современных немецких актеров вы знаете?.. Вот, видите, вы задумались.

– Но это вряд ли говорит о качестве кино.

– Тут вы правы – есть соревнование по качеству фильмов. Существует большая разница между голливудскими и европейскими фильмами. Мне очень нравится, как сказал  актер Бен Кингсли: «Разница между американским и европейским кино в том, что американцам есть что продать, а  у европейцев есть  что сказать».

– По каким критериям отбираются фильмы для награждения киноакадемией?

– Во-первых, режиссер должен быть европейцем. Если говорить о самих фильмах, то мы открыты для всех жанров – комедия, экшен, серьезное кино.

– Может ли влиять на решение жюри политика?

– Наша киноакадемия – независимая, частная организация. В ней состоят только те, кто создает фильмы – режиссеры, актеры, продюсеры, сценаристы. В ней нет политиков, и они не могут поэтому влиять. Да и никакое европейское правительство не может.  Государство принимает участие в финансировании киноакадемии, но когда речь идет о том, кому дать приз, то оно не влияет на наше решение. Можете верить или не верить, но это правда.

– Вы сказали, что политика не влияет. Но ведь известно, что европейская политкорректность подразумевает поддержку разных меньшинств, мигрантов. Разве киноакадемия может игнорировать фильмы с такой проблематикой, и не склониться к их поддержке?

– В европейском обществе есть проблемы, о которых вы говорите. Это и иммиграция, и проблемы меньшинств – сексуальных и так далее. Конечно, это серьезные проблемы. Кинематографисты много говорят об этих проблемах в своих фильмах,  и мы обращаем внимание на большинство этих проблем.

– Вспоминается история, когда «Оскара» получил весьма посредственный фильм «Горбатая гора». Кажется, почти не скрывалось, что премия была вручена в угоду политкорректности.

– У нас в киноакадемии процесс голосования абсолютно открытый. На решение не влияет то, о чем фильм. Выигрывает  фильм, который получил большинство голосов, независимо от темы.

Ваш пример с фильмом «Горбатая гора», конечно, говорит о том, что определенное социальное влияние существует. Тем не менее, в киноакадемии три тысячи членов, они живут в сорока пяти странах Европы. Все они получают фильмы для просмотра совершенно одинаково, и влиять на всех членов очень сложно.

– Однако, фильм «Жизнь других»  получил приз вашей киноакадемии. Разве его нельзя отнести к политическим?

– Конечно, он политический. Но я еще раз хочу сказать, что члены нашей академии могут голосовать за любой фильм, вне зависимости политический он или нет. Большинство европейских фильмов связаны с какими-то проблемами – миграцией, социальными,  сексменьшинств и так далее.

– Существует ли в странах Европы программы по поддержке национального кино?

– В Германии  киноиндустрия получает большую поддержку государства, как и во Франции. Например, в Германии есть федеральный фонд киноиндустрии, в  разных землях есть свои фонды поддержки кино. Такие же фонды есть и в других странах.

– Существуют  ли квоты по показу фильмов – столько-то процентов американских, и столько-то  национальных фильмов?

– В Германии таких квот нет. Не уверена, что они есть и во Франции. Может быть, такое есть на телевидении. Иногда вообще бывает сложно сказать: чей фильм – немецкий или французский? Сегодня все больше фильмов делаются совместно несколькими странами.

Существует сеть европейских кинотеатров, она финансируется Евросоюзом с условием, что двадцать процентов фильмов в кинотеатрах этой сети будут европейскими. Но надо сказать, что многое зависит и от страны. Раньше в странах Восточной Европы было много кинотеатров, а сегодня их стало меньше, и показывают они, в основном, американские фильмы. Например, в Софии осталось всего два кинотеатра, и как мне говорили, в них идут только американские фильмы. Таков рынок. Не надо забывать, что американские фильмы получают больше денег на промоушен, чем европейские.

– В России очень серьезная  проблема –  прокат фильмов. Многие фильмы, в том числе и получившие призы на кинофестивалях, так и остаются непоказанными.  Как обстоят дела с прокатом в Европе? Влияет ли  на судьбу фильмов, например, признание вашей киноакадемией?

– Ваше замечание о российском прокате справедливо можно отнести и к Европе.  В  ней за год производится восемь тысяч фильмов. Однако, в кинотеатрах страны, где снят фильм, показывается только небольшой их процент, но еще меньший  процент показываются фильмы других стран.

Сейчас возникли новые технические возможности делать фильмы дешевле, но и это не влияет на прокат.

Появились другие платформы для показа фильмов. Например, многие фильмы становятся популярными в интернете. Кинотеатров становится все меньше, и, вероятно, будущее за интернетом. Можно сказать, что европейские кинотеатры потихоньку умирают. Многие уже закрыты, особенно те, которые показывали только европейские фильмы. Им сложно зарабатывать деньги, показывая такие фильмы. Если вы поговорите с молодыми европейцами, то они скажут, что смотрят кино в интернете, и не ходят в кинотеатры.

Наша киноакадемия, награждая фильмы, старается хоть как-то заняться их промоушеном. Мы проводим церемонию награждения, которая транслируется по телевидению и в интернете, приглашаем много журналистов.  На самом деле, промоушен европейских фильмов очень сложный процесс, потому что у нас нет таких звезд, как в Америке.

Фильмы, которые получили призы на кинофестивалях, в Европе тоже редко появляются на экранах. Но фестивали  нужны. Если бы их не было, то люди видели бы еще меньше фильмов.

– Принятый недавно антипиратский закон вызвал горячее обсуждение в нашей стране. Люди уже привыкли скачивать фильмы в торрентах. Есть ли такая проблема в Европе? Хотелось бы узнать и ваше отношение к этой проблеме.

– Киноакадемия поддерживает авторское право. Мне кажется, что вопрос в том, что если все можно смотреть бесплатно, то, как тогда финансировать создание фильмов? В это вкладывается много денег, и от фильма необходимо получать прибыль. Если фильм расходится бесплатно, то никакой прибыли не будет, и создатели фильма ничего не получат. Таким образом, это разрушение киноиндустрии. Я лично выступаю против, и никогда не посещаю сайты с пиратскими фильмами.  Наверное, мне повезло, потому что я и так смотрю много хороших фильмов благодаря моей профессии.

    Но недостаточно только жаловаться на пиратов. Необходимо также дать людям легальную возможность смотреть фильмы в интернете. Мне кажется, нужно найти способ, чтобы у них была возможность  делать это за приемлемую сумму. Все мы знаем, что во многих странах у людей не хватает денег даже на жизнь. Наша обязанность сделать европейское кино  и цены на фильмы доступными.

– Признаюсь вам, что скачиваю фильмы в торрентах Вынужден это делать по той причине, что сложно найти, например, фильмографии Жана Габена или Фасбиндера.  Разве я что-то  нарушил?

– Мне сложно судить вас, но, может, стоит сначала убедиться, что есть возможность посмотреть эти фильмы, или скачать их платно? Конечно, надо не только жаловаться на пиратов, но и обращать внимание на реальные факты. Я рада, что есть такие любители кино, как вы. Это прекрасная аудитория, и нам необходимо поработать в плане законности в этом плане. Если мы ничего не будем делать, то это не изменит ситуации.

– Российские режиссеры часто говорят о влиянии продюсеров на процесс съемок, их диктате – кого и как снимать? Насколько допустимы такие примеры в Европе?

– Разумеется, есть хорошие и плохие продюсеры. Есть и такие, кто могут понять режиссера, его точку зрения, и разделить ее. Есть и те, кто вмешиваются в процесс съемок, и думают только о деньгах. Но в то же время надо понимать, что бюджет съемок ограничен, и продюсер вынужден думать об этом, потому что всегда есть определенные риски. От того, что кинокомпания разорится, никому лучше не будет. Очень часто, насколько я знаю, режиссер и продюсер находят друг друга. В последнее время стало почти обычным явлением, когда режиссер сам становится продюсером фильма.

– Знаете ли вы, насколько коммерчески успешны фильмы, например, Альмодовара?

– Если честно, не знаю. Думаю, что некоторые  его фильмы, конечно, окупаются, некоторые нет. Его продюсер – его родной брат. У них получается семейное дело.

– Был удивлен рассказом его оператора, он говорил, что в Испании его фильмы не очень популярны. По его словам, Альмодовар делает качественное кино, но не для всех, и сравнил его с нашим Сокуровым.

– Я думаю, что Альмодовар представляет собой феномен, который  можно встретить в разных странах Европы. У него могут быть какие-то сложности в родной стране, но в других странах его знают и уважают. Такое можно встретить и в Германии: режиссер испытывает трудности, но за пределами страны к нему относятся с уважением.

Альмодовар один из самых успешных режиссеров в Европе. В этом году наша киноакадемия будет вручать ему награду «За особые заслуги в кинематографе». Недавно он снял фильм «Я очень возбужден». В Испании он не очень популярен, а в Германии имел успех в прокате.

– Но ведь и Сокуров известен больше в Европе, чем в России.

– Вы хотите сказать, что он неизвестен в России?

– Известен, но не популярен.

– Мне кажется, его фильмы достаточно сложные. Их нельзя причислить к категории популярных.

– Например, его «Фауст» шел в очень небольшом количестве кинотеатров.

– Такие фильмы делаются для небольшой аудитории. Мне кажется, что Сокуров тоже думал об определенном круге зрителей.

На самом деле есть два способа делать фильмы: или для большой аудитории, или для определенной группы людей. Например, Тим Швайгер, который очень известен, насколько я знаю, в России, не делает каких-то особых фильмов.  Они не могут быть представлены в Каннах или на Берлинском кинофестивале. Тем не менее, его фильмы очень популярны у широкой аудитории.

– За двадцать пять лет существования Европейской киноакадемии только три фильма из России получили ее награды – «Маленькая Вера» Пичула, «Мать» Панфилова и «Возвращение» Звягинцева. Это говорит о том, что российское кино не совсем европейское?

– Вы ошибаетесь. Приз получал еще Никита Михалков. Другие фильмы тоже были представлены в разных номинациях.

Русское кино  европейское с самого начала своего существования. Европа большая, и в ней много кинокультур. Наша киноакадемия способствует  их распространению. Если говорить о наградах, то лидируют французы, они получили 75 наград. На втором месте – британцы, на третьем – испанцы. Германия, кстати, стоит в конце этого списка, за двадцать пять лет она получила только 25 призов. При этом мы говорим о наградах во всех категориях. Это могут быть даже второстепенные – за лучшую операторскую работу, грим, костюмы.

– Недавно министр культуры России, в одном из выступлений сказал, что «у России  великое кино». Как вы думаете, стоит ли вообще так оценивать кинематограф?

–  Я думаю, что в каждой стране есть  великий кинематограф. Но великие не в смысле превосходящее кинематографы других стран. Мы должны быть открыты разным культурам. Я считаю, что говорить о кино в какой-то превосходящей позиции очень плохо. Мы должны уважать искусство и кино других стран. Министр культуры может сказать, что в его стране  кино хорошее и высокого качества, но он не должен забывать, что в других странах  тоже есть хорошее кино.

– Церемония награждений вашей киноакадемии проходит в разных странах. Таким образом, академия пропагандирует европейское кино?

– Да, таким образом мы делаем промоушен европейских фильмов, и фильмов тех стран, в которых проходят церемонии. Также мы даем возможность создателям посмотреть и открыть для себя другие страны, встретиться с местными  кинематографистами.

– В каких направления, на ваш взгляд, будет развиваться в будущем европейское кино?

– Я думаю, что у него сложное будущее, потому что все меньше и меньше будет возможностей увидеть его в кинотеатрах. Сложно делать прогнозы, как будет развиваться киноиндустрия в ближайшие годы, все меняется очень быстро. Но мне кажется важным говорить сегодня о просвещении. Нам необходимо рассказывать новым поколениям о европейском кино, чтобы они смотрели европейские фильмы. Я говорю о культуре кино, которую необходимо привить следующим поколениям. Если мы этого не будем делать, то проиграем.

– А если говорить о технической стороне. Какие новые технологии еще могут появиться?

– Можно снять фильм и на мобильный телефон, но режиссер – это серьезная профессия, ей надо учиться. Для того, чтобы стать хорошим режиссером надо иметь большой опыт, одной камеры мобильного телефона недостаточно.

Я думаю, что есть еще  одна проблема – многие фильмы недоступны для понимания зрителя. В Европе снимается много фильмов, посвященных социальным проблемам. Это сложные и тяжелые фильмы. Мне кажется, что надо уделять внимание не только проблемам общества, но и относиться к жизни с юмором, чтобы реакция публики была позитивной.  Кино не должно быть слишком пессимистичным, должна быть какая-то доля света и надежды, так как многие люди живут и так живут в сложных условиях, и им хочется увидеть  то, что дает надежду. Я имею ввиду не глупые комедии, а что-то среднее.

Вы скачивали в торренте  фильм «Доля ангелов» Кена Лоуча?… Нет?.. Это очень серьезный режиссер, он всегда снимает фильмы о рабочем классе. «Доля ангелов» – история о группе молодых людей, которых можно назвать лузерами. После ряда  юмористических ситуаций они находят себя в жизни. Я думаю, что этот  фильм является хорошим примером того, как надо рассматривать серьезные проблемы. Благодаря юмору фильм стал привлекательным для большинства зрителей. Он имел большой успех. Думаю, что все-таки это лучше, чем показывать только темные стороны жизни. Конечно, я не имею права так говорить, но если получится, то скачайте этот фильм в интернете. Думаю, что вам понравится.

Дата интервью: 2013-09-22