Наша жизнь, как музейный зал

Парфенов Леонид Геннадьевич

Известный тележурналист презентовал первый том «Намедни. Наша эра». О том учит ли чему-то история в России, чем грозит идеализация советского прошлого он рассказал в интервью..

– Не скучно вам жить во времена, когда история уже не творится, а повторяется и вы знаете, что все что происходит вокруг было уже намедни?
 
– Буквально история все же не повторяется: скажем, при всем сходстве с поздним СССР в нынешней России нет товарного дефицита. Напротив, потребительский бум, отчасти компенсаторный. Но то, что во многом другом мы
из советской матрицы всё не можем выйти, конечно, тоскливо.
 
– Эдуард Хиль в недавнем интервью нашему журналу говорил, что как от советских артистов, так и граждан требовалось одно: прикинуться – прикинуться артистом, знатной дояркой, почетным сталеваром. Не кажется ли вам, что нынешние времена требуют от людей того же? И многие уже прикидываются – кто журналистом, кто партейцем, кто президентом?
 
– Заканчивая сейчас второй том "Намедни" про 70-е годы, я думаю, это и было главным подвигом советского народа в мирное время: на пространстве личной собственности – квартиры, дачки, "жигулей" упрямо реализовывать
проект частной жизни. Внешне мы лояльны к строю, мы советские люди, но чего-то с завода унесем, мебель с переплатой купим, путевку достанем, сына
от армии отмажем и т.д. Конечно, этот огромный опыт не пропал – и сейчас на демонстрации протеста ходят единицы, а от той же армии отмазывают миллионы.
 
– Что вы думаете о тенденции учить молодое поколении в уважении к советскому прошлому, к навязыванию мифа, что СССР – некая Атлантида, где все, или почти все, были счастливы и уверены в своем будущем?
 
– По-моему, попытка "загармонизировать" себя с советской властью для России XXI века самоубийственна. Это значит отстать от Европы навсегда,превратиться в страну-изгоя, к которой не применимы никакие критерии
развитого мира. А тех соотечественников, которые не хотят жить в неосоветской системе координат, еще более рьяно выпихивать на Запад. Мол, вам не нравится у нас – валите, границы открыты! Я не раз такое слышал.
 
– В предисловии к книге вы пишите, что страна продолжает жить по-советски. Как же те кому сейчас 17- 20лет?  Что вы увидели советского в них?
 
– Если молодые ребята все же идут в армию – то по-прежнему служат в советской. Если идут учиться, то в массе своей получают по-прежнему советское образование. В том числе и потому, кстати, что получают его, дабы
не служить. И все навязываемые химеры про великий Советский Союз и самоощущение только советского прошлого как своего – ведь не от России земств,
купеческих гильдий, кадетской партии и прочих достижений первого капитализма исчисляет себя наше нынешнее государство. Я пытался объяснить в предисловии
к первому тому: наша жизнь, как музейный зал, заставлена слепками советской античности.
 
– «Намедни. Наша эра» – это дань уважения к нашему прошлому или попытка разобраться в нем? В какие годы советского времени вам хотелось бы вернуться, если бы это было возможно?
 
– Конечно, это попытка разобраться – на глазах аудитории, представляя ей части и результаты этого разбора. Я не согласен с тем, что никого в России история ничему не научила. Да, большая часть населения
по-прежнему соглашается с системой "сильное государство – слабый человек", не понимая ее гибельности и для государства и для людей. Но в последние полвека уровень, скажем так, "внутреннего либерализма" – в частной жизни,прежде всего – рос всегда. И в XXI веке тоже, когда публичный общественный либерализм понижался. И вообще – нельзя говорить о стране в целом. Слава Богу, нет у нас никакой единой России, кроме той, что неспроста пишется в кавычках.
 

Дата интервью: 2010-04-16