Пастырь – это не профессия. Это призвание

Кондрусевич Тадеуш

Католический архиепископ-митрополит Минско-Могилёвский с 21 сентября 2007. В 2002—2007 возглавлял архиепархию Матери Божией с центром в Москве.

– Ваше Высокопреосвященство, сейчас в России многое делается для возрождения религии – государство возвращает храмы верующим, строятся новые, религиозные праздники стали почти обычным явлением. А как возрождается католицизм?

– Во-первых, надо сказать, что католицизм в России появился не пять-шесть лет назад, когда Ватикан восстановил здесь свои структуры. Первые католические приходы появились в России в ХII веке, католические храмы были в Великом Новгороде и Смоленске. В этом году мы отметили 400-летие прихода в Астрахани.

Иерархические структуры католической церкви были установлены в России в 1782 году. До революции 17-го года в России существовало 150 католических приходов, две духовные семинарии. Кроме того, в Петербурге была еще и духовная академия и шестьдесят два ее выпускника стали впоследствии епископами, двое кардиналами. Центром католицизма до революции был Санкт-Петербург – в городе было восемнадцать приходов. Вообще в европейской части России работали 250 священников, представители четырнадцати женских монашеских орденов, было много верующих. Но все это с приходом к власти коммунистов подверглось преследованиям, гонениям. В конце концов, в стране осталось всего два прихода.

В 1991 году, когда я был назначен епископом Европейской части России, было зарегистрировано шесть приходов и работали три священника. Сегодня официально зарегистрировано уже 95 приходов и работают 115 священников, 125 монахинь. К сожалению, на эти 95 приходов мы имеем только 25 храмов. Очень трудно получить обратно наши храмы в тех городах, где они сохранились, или получить разрешение на строительство нового храма. Самая лучшая ситуация в Петербурге – там мы имеем пять храмов.

– Православной церкви и мусульманам государство помогает так или иначе. Получают ли католики какую-нибудь помощь?

– От государства мы совершенно ничего не получаем. Была программа восстановления исторических памятников, так как почти каждый католический храм является памятником архитектуры, но она заглохла несколько лет назад.

– Кто же вам помогает?

– Приходится искать по миру. Это для нас большая проблема.

У нас есть еще проблемы со священниками. Из тех 115, о которых я сказал, только шесть имеют российские паспорта, остальные все иностранцы – они приехали сюда из 16 стран мира, начиная от Кореи и кончая Аргентиной. Каждому их них я благодарен, ведь это героический поступок – приехать в холодную Россию. Так вот, у них есть проблемы с получением визы – она дается на три месяца. Я писал по этому поводу Президенту, но из его администрации мне ответили, что таков порядок, что он установлен Министерством иностранных дел. Вы даже не можете представить себе, насколько большая для нас эта проблема. Как можно нормально организовать пастырскую работу, когда через каждые три месяца приходится переоформлять визу.

– Не проще ли было бы готовить священников в России?

– У нас есть духовная семинария в Петербурге. На сегодняшний день там обучается 61 семинарист. Но у нас, у католиков, можно получить диплом с отличием и никогда не быть рукоположенным.

– ?!

– Да, да. Мало того, что человек знает все дисциплины. Человек должен быть прежде всего морально готов к тому, чтобы стать пастырем и иметь пастырские навыки. Не каждый доктор, физик или математик может быть хорошим профессором. Пастырь, священник – это не профессия, это призвание.

– Православная церковь очень четко и негативно высказывается по поводу деятельности различных христианских сект в России. Скажите, Ваше Высокопреосвященство, есть ли мнение по этому поводу у католической церкви?

– Секты несут в общество очень много деструктивного. Многие из них как чужеродное тело в обществе. Но в то же время, я считаю, что бороться с ними запретительными мерами не удастся. Тут нужна наша работа. Нужно больше активизироваться православной церкви, католикам, протестантам, чтобы люди делали свой выбор.

– Не каждый верующий может посвятить свою жизнь, извините за мирское выражение, работе в церкви. Как вы пришли к этому?

– Я родился в Белоруссии, недалеко от Гродно, в католической семье и, кстати, у меня до сих пор советский паспорт. У нас долго не было священника, а поскольку нас окружали глубоковерующие люди, то они сами проводили богослужения. Когда я закончил школу, то поступил в педагогический институт. Но через год я ушел из него потому, что местные газеты развернули кампанию – «Как и чему будет учить этот педагог наших детей, если он ходит в костел?!» Я уехал из Белоруссии в Ленинград и поступил в Политехнический институт. Что интересно, там мне ничего не сказали по поводу моих религиозных убеждений.

После окончания института меня направили на работу в Вильнюс. Вот там-то я и познакомился с католическими священниками в храме. Поступил в духовную семинарию и закончил ее в 1981-м году. Пять лет работал священником в Вильнюсе, защитил кандидатскую на факультете богословия в Каунасе. В 1988-м году Папа назначил меня епископом католиков в Белоруссии. А в 1991-м я был назначен епископом Европейской части России.

– Православную церковь до сих пор будоражат какие-то внутренние раздоры, не прекращаются обвинения некоторых священников в сотрудничестве с КГБ в годы коммунистического режима. Но вот что-то подобное о католиках я не слышал.

– А как же могло быть такое, когда при Советской власти вообще не существовало католической церкви. На весь Советский Союз было только два священника.

Что касается того, о чем вы сказали, то я придерживаюсь евангельской заповеди «Не судите, да не судимы будете».

– Через два года человечество будет отмечать две тысячи лет Рождества Христова. Как католики готовятся к этому празднику?

– Для нас главное – духовная подготовка. Еще в 94-м году Папа начертал общую программу, разделенную на два этапа. Первый – 1994-96 годы – подготовительный. Теперь начался основной этап. Этот год был посвящен Иисусу Христу, следующий будет посвящен Святому Духу, а 99-й – Богу Отцу.

Как епископ я готовлю пастырские послания. Кроме того, в этом году Европа отмечала тысячелетие мученической смерти святого Войтеха Адальберта, который принес Евангелие в Восточную Пруссию. В этом году мы издали Катехизис Католической Церкви, начали работу над католической энциклопедией, готовим Мартиролог ХХ века.

Главная задача юбилея – это укрепление веры и христианского свидетельства.

– Насколько реален визит Папы в Россию?

– Мы об этом очень молимся, но пока об этом никто не говорит.

.

Дата интервью: 1997-12-27